Education 1.1 Help

Команды ввода-вывода

Команда print()

Для вывода на экран используется команда print(). Внутри круглых скобок через запятую мы указываем то, что необходимо вывести на экран. Если это какой-то текст, указываем его внутри кавычек. Кавычки могут быть как одинарными, так и двойными. Главное, чтобы текст начинался и заканчивался кавычками одного типа. Команда print записывается только строчными буквами, другое написание недопустимо, так как в Python строчные и заглавные буквы различны.

Создайте в среде новый файл и напишите в нем команду вывода на экран слова «Привет!»

print('Привет!')

Избегайте использования пробелов сразу перед открывающей скобкой, после которой начинается список аргументов функции.

Возможные ошибки

Давайте напишем программу, которая выводит текст « Hello World!». Для этого нам понадобится еще одна команда print. Если написать команду с опечаткой и запустить программу, получим ошибку

SyntaxError: invalid syntax.

Давайте теперь немного изменим нашу последнюю программу. Попробуйте заменить строку

print('Hello World!')

на строку

print('Hello', 'World!')

Запустите и посмотрите, что будет выведено на экран. В этот раз мы внутри команды print указали две строки, заключенные в кавычки, но разделили эти строки между собой запятой.

Как уже говорилось в начале урока, внутри круглых скобок через запятую указывается то, что нужно вывести на экран. В данном случае на экран выводятся две строки. Первая — « Hello», вторая — « World!» Эти строки пишутся в команде print через запятую, а появляются на экране через пробел. То есть запятая внутри команды заменяется на пробел при выводе на экран.

Обратите внимание: после запятой согласно стандарту PEP 8 обязательно нужно добавлять пробел.

Команда input()

Пока что все наши программы выводили на экран фразы, известные в момент написания кода. Но программы могут работать и с данными, которые станут известны только во время выполнения: например, их будет вводить пользователь с клавиатуры. Мы можем реализовать это.

print('Как тебя зовут?') name = input() print('Привет,', name)

Запустите эту программу. Она выводит на экран строчку «Как тебя зовут?» и дальше ждет от пользователя ввода ответа на вопрос, ввода имени. Введите имя. Запустите еще раз. Введите чужое имя. Здесь используется команда input(). Она всегда пишется с круглыми скобками. Команда работает так: когда программа доходит до места, где есть input(), она ждет, пока пользователь введет строку с клавиатуры (ввод завершается нажатием клавиши Enter). Введенная строка подставляется на место input().

То есть, если вы ввели « Аня», программа дальше будет работать так, как будто на месте input() было написано « Аня». Таким образом, input() получает от пользователя какие-то данные и вместо вызова подставляет строковое значение, в нашем случае записывает его в качестве значения переменной name. Мы рассмотрим, что значит сохранить в значение переменной, а пока запомните:

  • Если нужно, чтобы программа что-то печатала на экране и это увидел пользователь, — print.

  • Если нужно, чтобы пользователь что-то напечатал с клавиатуры и чтобы программа могла использовать эти данные, — input().

Переменные

Команду name = input() можно считать так: «Подожди, пока пользователь введет какую-то строку и помести введенную строку в переменную name». Попробуем разобраться, что это значит. Переменные имеют имя и значение.

Для именования переменных принято использовать стиль lower_case_with_underscores (слова из маленьких букв с подчеркиваниями). Избегайте использовать такие символы, которые могут неоднозначно трактоваться в различных шрифтах: это буква О (большая и маленькая) и цифра 0, буква I (большая и маленькая) и цифра 1. Нельзя использовать в качестве имени переменной и ключевые слова, которые существуют в языке.

В вышеописанном примере переменная содержит в себе имя пользователя, поэтому мы назвали её name (имя). Обратите внимание: слово name не подсвечено никаким цветом — в Python это слово ничего не обозначает. Оно что-то значит только в этой программе и только потому, что мы употребили оператор присваивания. При этом интерпретатору совершенно неважно, что значит слово name в английском языке, и мы с тем же успехом могли использовать любое другое имя: например, user («пользователь») или просто n, или даже hello. За имена переменных отвечает программист, то есть вы. Соблюдайте правило: если в переменной хранится приветствие, пусть она так и называется, если имя — пусть она и называется соответственно.

Значение переменной — то, что сохраняет в себе переменная. Знак « =» обозначает команду под названием «оператор присваивания». Оператор присваивания присваивает значение, которое находится справа от знака =, переменной, которая находится слева от знака =. В нашем случае это то, что поместил в нее пользователь командой input(). Это текстовое значение — строка. То есть переменная сохраняет в себе строковое значение. Говорят, что переменная строкового типа.

Всегда окружайте оператор присваивания одним пробелом с каждой стороны:

Обратите внимание: интерпретатор ждет, что пользователь что-то введет с клавиатуры ровно столько раз, сколько команд input() встречается в программе. Каждый input() завершается нажатием Enter на клавиатуре.

print('Какая твоя любимая еда?') meal = input() print('Да.', meal, '- это вкусно.')

Мы задали значение переменной. И что же, оно никогда не меняется? Конечно, в двух разных программах могут быть переменные с одинаковыми названиями, но разными значениями. Но могут ли в пределах одной программы под одним именем быть разные значения?

print('Как тебя зовут?') name = input() print('Привет,', name) print('А какая твоя любимая еда?') meal = input() print('Да.', meal, '- это вкусно.')

Да! Оператор присваивания сообщает переменной то или иное значение независимо от того, была ли эта переменная введена раньше. Вы можете менять значение переменной, записав еще один оператор присваивания. Если у нас имеется переменная, мы можем делать с ее значением все что угодно — например, присвоить другой переменной:

hello = 'Здравствуйте.' hello2 = hello print(hello2)

Итак, если вы хотите, чтобы у вас была переменная с каким-то именем и каким-то значением, нужно написать на отдельной строчке: <имя переменной> = <значение переменной> Как только эта команда выполнится, в программе появится указанная переменная с таким значением. Помните: команды выполняются последовательно, в том же порядке, в котором они написаны.

Комментарии

Для удобства можно использовать комментарии, которые позволяют программисту делать для себя пометки в коде или делать часть кода не выполнимой, не видимой для интерпретатора. Если вы начнете строчку со знака решетки #, интерпретатор Python будет игнорировать всю эту строчку. Программа будет выполняться так, как будто строчки нет. Такая строчка называется комментарием.

Комментарии нужны в двух случаях:

  • Когда нужно добавить в программу какую-то пометку для человека, который будет читать эту программу

  • Когда нужно убрать какую-то строчку кода, но удалять ее не хочется (например, потом ее, возможно, понадобится вернуть). Это называется «закомментировать» строчку.

« Строчные» комментарии находятся в той же строке, что и инструкция. Они должны отделяться по крайней мере двумя пробелами от инструкции и начинаться с символа # и одного пробела. Комментарии в строке с кодом не нужны и только отвлекают от чтения, если они объясняют очевидное.

Last modified: 12 June 2024